Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев.

 

В это время некоторые дети могут быть  шумными, «крикливыми», могут бесконечно носится по коридорам, отвлекаться на уроках, вести себя развязно с учителями дерзить, капризничать. Другие скованы, робки, стараются держаться незаметно, когда к ним обращаются с вопросом, при неудаче, замечании плачут.

У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся капризны, увеличивается  возможность развития  заболеваний, которые называют функциональными отклонениями,  в связи с повышенной психической нагрузкой. Эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка. 

 В этом возрасте  повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения, торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость.

В физиологическом плане надо отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений, например, писать.

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность. Мышление становится, доминирующей психической функцией оно начинает определять постепенно  работу всех других психических функций памяти, внимания, восприятия.

Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка  осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного чешского физиолога  Мароша Бетхольда, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной, психологической компетентности или же при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.  Я хуже всех! Я плохой, Я не знаю.Говорю все о том же, о конкуренции, уже с первого урока нужно пытаться внушить ребенку, что он  лучший, а  то его неуверенность станет хронической.

Больше  внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать. Дать возможность ребенку развернуть  воображение: творческая деятельность рисунок, конструирование, лепка, компьютерные игры.  В этой деятельности обеспечить успех, внимание, эмоциональную поддержку.

Важный результат такой помощи  восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, к повседневной школьной деятельности, ко всем, участвующим в учебном процессе  ребенок, родители, учителя.

Когда учеба приносит детям радость не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой. Всем родителям, детям успехов.

Что же нужно не забыть взять с собой на пути к успеху.

Новенький школьный ранец или рюкзактребующий к хозяину особого отношения, этот инструмент хранения должен быть легким, прост в обслуживании, быстро открываться  неумелыми руками ребенка, не вредить здоровью, иметь ортопедическую спинку.

В многочисленных  зонах, отделах, ячейках должны занять достойное место пенал, линейка, цветные карандаши. Пенал должен быть прост в облуживании,  элегантен, вмещать 2  ручки рабочая - запасная, 2 простых карандаша, ластик,2 цветных карандаша – красный, синий. Фломастеры или гелиевые карандаши 10 оттенков должны покоиться в отдельном футляре.

В школьный портфель также  должны поместиться. Линейка 20 см; несколько тетрадей в клетку; в косую линейку. Набор бумаги для черчения. Папка для тетрадей. Альбом для рисования. Цветные карандаши. Пластилин.Набор цветной бумаги. Картон, клей.  Ножницы с тупыми концами.  Подставка для книг. Акварельные краски. Гуашь 6 цветов. Кисти № 4-6 2 шт. № 11-14  1 шт. Герметичная упаковка для завтрака. Сотовый телефон. Туалетная бумага, салфетки. Запасной носовой платок.

Кеды, кроссовки, сменная обувь, спортивная форма для занятий в зале, должны находиться в отдельном предназначенном для этих аксессуаров - мешке. Остальное содержимое портфеля определяет учитель, озвучивая список,  на первом родительском собрании, в течение двух первых недель учебного года, учебники, справочники, таблицы, карты, многое другое.

В выборе канцелярских принадлежностей родителям следует придерживаться принципа простоты, а главное с первых дней правильно научить первоклассника экономить время, собирая  свой школьный портфель, ранец  рюкзак,  раскладывая школьные принадлежности в строгом порядке. Собирая портфель, ранец, рюкзак, брать в школу только необходимые вещи; закрепить знание названий школьных принадлежностей; воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к книгам, другим школьным принадлежностям.